«Звёздный час» без зрителей (ФОТО)

«Звёздный час» без зрителей (ФОТО) - http://komikz.ru/
«Звёздный час» без зрителей (ФОТО) - http://komikz.ru/
«Звёздный час» без зрителей (ФОТО) - http://komikz.ru/
«Звёздный час» без зрителей (ФОТО) - http://komikz.ru/
«Звёздный час» без зрителей (ФОТО) - http://komikz.ru/
Фото: komikz.ru
Фото Виктории Шендриковой Пять дней, девять концертов, почти две сотни занятых музыкантов и артистов хора, около ста музыкальных произведений – всё это о фестивале академической музыки современных композиторов «Традиции и классика авангарда». Первое в культурной жизни Коми событие такого масштаба прошло в столице республики с 17 по 21 декабря. Журналисты не проявили к музыкальному марафону должного интереса, а власти откровенно проигнорировали. И всё же фестиваль стал настоящим праздником для тех, кто пишет, играет и слушает музыку.       Много лет вынашивалась идея такого фестиваля. Его арт-директор, композитор Михаил Герцман на пресс-конференции пояснил: «Трижды мы добивались того, чтобы нам выделили деньги, трижды нас обманывали». Директор Колледжа искусств Коми Андрей Дикоев наконец пробил бюрократическую стену – правительство региона выделило грант. Все участники и гости фестиваля, с которыми общалась корреспондент «Красного знамени», признавали титаническую работу и смелость Андрея Дикоева. По словам концертмейстера Ребекки Магомедовой, его вклад составил процентов восемьдесят. С этим не спорил и Михаил Герцман – он вместе с Дикоевым составлял программу фестиваля. Сам организатор, которого все похвалы вгоняли в краску, подчёркивал, что фестиваль – это результат работы множества людей.             Музыке надо учиться Валентина Брызгалова, Наталья Осипова, Ирина Блинникова, Татьяна Харитонова, Станислав Васильев, Сергей Носков – имена этих композиторов Коми теперь знают те, кто пришёл на открытие фестиваля 17 декабря. Почти все они – ученики мэтра Михаила Герцмана. Произведения, давно исполняемые на фестивалях в России, сыктывкарцы услышали впервые. Их исполнил сводный фестивальный оркестр: камерный оркестр Колледжа искусств и оркестр Республиканского театра оперы и балета.    «Репетировали уже в мае», - признался нашему корреспонденту дирижёр театра Антон Ледовский. Сложно переоценить тот факт, что он совмещал подготовку к фестивалю с текущей работой в театре. Ребекка Магомедова призналась, что возможность собрать в Сыктывкаре оркестр для фестиваля академической музыки стала для неё открытием.    Фурор произвёл академический хор театра под руководством Натальи Масановой на закрытии фестиваля 21 декабря. «Смехачи» Ефрема Подгайца и фрагменты из симфонии «Перезвоны» Валерия Гаврилина мало кого оставили равнодушными. Концерт «Tabula Rasa» эстонского композитора Арво Пярта показал знатокам, что местные музыканты способны на многое.    - Наши музыканты прошли проверку. Они показали, что являются лучшими творческими силами города. Мне отрадно, что в фестивале участвовали музыканты разных возрастов – от детей   до очень опытных мастеров, - сказал Андрей Дикоев.       Надо отметить скрипачек Сирануш Аджиян и Ольгу Ульянову, пианисток Елену Ардуванову, Ольгу Гонтарёву и, конечно, Ребекку Магомедову, блестяще исполнившую «Чакону» Софии Губайдулиной. И многих многих других. Как оказалось, провинциальность мастерству не мешает. Главное, чтобы были возможности себя проявить – музыкантам, композиторам и… слушателям. Как повторял Герцман, слушать авангардную музыку – это всё равно, что изучать иностранный язык. Нужно желание, терпение и труд.       В этом убедились меломаны 19 декабря на концерте ансамбля   первоклассных музыкантов «Галерея актуальной музыки» (Москва). Руководитель и композитор Олег Пайбердин (интервью с которым было опубликовано на сайте komikz.ru ) спокойно относится к тому, что слушатели покидают зал во время концертов авангардной музыки. Уверен, что их приход – это уже поступок.     «Вышел из тени» Так музыканты говорят о баяне. «В консерваториях к баянистам относились снисходительно, так как не стояло за ними могучих фигур, как за фортепиано или скрипкой. К счастью, современные композиторы услышали баян», -   отметил Михаил Герцман. 20 декабря в Колледже искусств играл сам Андрей Дикоев и его студенты, лауреаты первой премии международного конкурса им. А. Репникова в Петрозаводске (2011 год) Николай Истомин и Захар Петрушин.    Кульминацией фестиваля стало невероятно сложное произведение - партита для виолончели, баяна и оркестра «Семь слов» (1982). Советский композитор София Губайдулина,   написавшая более ста симфонических произведений, посвятила партиту первым её исполнителям – теперь уже народному артисту России, профессору музыкального училища им. Гнесиных, баянисту Фридриху Липсу и народному артисту России, 71-летнему виолончелисту Владимиру Тохна. Приезд этого, без преувеличения сказать, великого тандема в Сыктывкар – опять же заслуга Дикоева. Публика четыре раза (!) вызывала на поклон гостей из Москвы и наших музыкантов.    Сводный фестивальный оркестр под управлением Антона Ледовского репетировал уже в мае   Инфраструктурные издержки  Концерт подзабытой певицы C.C. Catch в начале декабря СМИ республики освещали в разы больше, чем уникальный для наших краёв музыкальный марафон. На пресс-конференцию накануне открытия пришло около пяти журналистов. А на концертах, в том числе на открытии и закрытии, было и того меньше. Круглый стол по итогам фестиваля заинтересовал только корреспондентов «Красного знамени» и канала «Юрган»…    Можно было надеяться, что в рядах представителей культуры сработает правило корпоративной солидарности. Тем более что речь шла не о заурядном событии. Однако ни Академический театра драмы им. В.Савина, где фестиваль открывался, ни Театр оперы и балета Коми, на сцене которого прошёл заключительный концерт, ни Коми республиканская филармония, где 19 декабря состоялся концерт ГАМ-Ансамбля, ни Центр культурных инициатив «Югор», предоставивший ансамблю площадку днём ранее – никто не счёл нужным задействовать хоть какие-то инструменты информирования публики.    О солидарности речь шла во время круглого стола по итогам фестиваля.    - Самый яркий пример "сотрудничества" между учреждениями культуры – это сегодняшний день (21 декабря – прим. авт. ) В филармонии - бенефис Алексея Моисеенко, а в театре оперы и балета - закрытие фестиваля. Кому-то нужно брать на себя функцию разведения значимых вещей. У нас не так много заинтересованной публики, - отметила Ребекка Магомедова.    Михаил Герцман тут же парировал:   - У нас раньше была такая организация, называлась она - Министерство культуры. Оно и разводило мероприятия по определённым дням. Сейчас у нас премьера может состояться в трёх театрах одновременно. На каждой – по сто человек. Кому это надо?         Отсутствие банальных афиш на улицах красноречиво говорит о том, как Министерство культуры Коми отнеслось к своей работе. Начальник отдела искусств Дмитрий Степанов в оправдание сослался на загадочные «инфраструктурные издержки». Остаётся только догадываться, чем занимаются сотрудники ведомства под руководством Артура Рудольфа, где, помимо множества отделов, есть и пресс-служба.       Должен повториться  Сам Рудольф проигнорировал фестиваль. Не было приветственных слов даже от его заместителей. Чему очень удивился гость из Москвы, баянист Фридрих Липс. Среди музыкантов считается, что присутствие официальных лиц на подобных событиях говорит хотя бы о формальном внимании властей к культуре. Хочется верить, что слова Фридриха Липса станут пророческими:   -   Важно, чтобы ваш фестиваль стал событием. Цель фестиваля – это праздник. А для этого он должен повторяться, лучше каждый год, можно и раз в два года. Если это будет заложено в плане руководства вашей республики, если будет ежегодный бюджет…. Талантливых композиторов и исполнителей немало.       Зачем нужно слушать авангардную музыку? Ребекка Магомедова, концертмейстер:   - Такие фестивали и концерты дают ощущение чего-то настоящего, происходящего прямо у тебя на глазах рождения искусства. Кому интересно наблюдать за этим, тот ходит на такие концерты. Честно говоря, я не знаток современной академической музыки. Люблю классику, а на такие концерты хожу, чтобы не отставать от жизни.   Олег Пайбердин, композитор, руководитель ансамбля «Галерея актуальной музыки» (Москва):   - Нужно слушать и классическую, и современную музыку. Она расширяет кругозор и формирует культуру человека. Культура – это самое главное. Музыка – это начало работы над собой, а не развлечение. Я не вижу смысла в том, чтобы приходить на концерт ради развлечения. Мы играем актуальную музыку. Это та, что прямо здесь и сейчас появляется перед слушателем и не несёт на себе оценочных суждений профессионалов и критиков. Солисты ГАМ-Ансамбля пытаются мотивировать слушателя на размышления и чувства.     Валентина Брызгалова, композитор (Сыктывкар):   - Я бы не сужала вопрос только до авангардной музыки. Нужно слушать современную академическую музыку, потому что она отражает время, в котором мы живём. Композиторы слышат наше время и наш мир, отражают в своих произведениях чувства людей. Услышать можно всё – даже тишину. Кто-то услышит просто шум, а кто-то переводит его на язык звуков.
Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!
 
По теме
На разноплановый и демократичный конкурс «Новые мелодии», который организовал петербургский композитор и хоровой дирижер Дмитрий Данилов, 102 композитора из 16 стран прислали 165 произведений.
Информация о ходе ликвидации последствий утечки нефтесодержащей жидкости - Usinsk.In Продолжаются мероприятия по устранению последствий утечки нефтесодержащей жидкости в результате разгерметизации трубопровода от МНС Ошского месторождения до ДНС-5 Харьягинского месторождения.
Usinsk.In
Послание с фронта на фронт - Газета Республика Письмо из госпиталя младший лейтенант Ефим Ивашев написал в 1943 году воюющему отцу С фронтов Великой Отечественной войны письма приходили не в конвертах, а сложенные в треугольник,
Газета Республика
Память народа священна - Город Инта В день празднования 76-й годовщины Великой Победы сотни красных гвоздик легли к мемориалу «Клятва».
Город Инта