В Национальной галерее Коми представили художественную эмаль Екатерины Хоменко
Удивительный мир эмальерного искусства представлен на новой выставке в Национальной галерее Республики Коми. На персональной экспозиции «В соавторстве с огнем – художественная эмаль» Екатерины Хоменко можно увидеть порядка трех десятков ее работ.
– Технику художественной эмали я начала осваивать семь лет назад на творческих мастер-классах и практических симпозиумах у художников в Ростове Великом, Ярославле и Санкт-Петербурге, – рассказала «Республике» художница. – Одна из самых ранних работ на выставке «Сирин» была создана в 2017 году в мастерской художника Михаила Селищева, работающего в области декоративно-прикладного искусства, во время пленэра в Ростове Великом. А самая новая работа, навеянная воспоминаниями, под названием «Бабушка Шура» создана в минувшем августе.
По словам Екатерины, техника художественного горячего эмалирования создается в соавторстве с огнем. В печи стекловидные пигменты, нанесенные художником на металлическую основу, застывают, и именно там и так рождаются произведения. При этом художник до конца не знает, что получится в итоге.
Горячая живописная эмаль представляет собой слой особого цветного стекла, наплавляемый при высокой температуре на медную пластинку с обеих сторон, чтобы избежать деформации и разрушения эмалевого слоя. Сначала наплавляется грунтовой слой, а затем, наносятся цветные слои, прорисовываются мелкие детали, за каждым этапом следует промежуточный обжиг и иногда шлифовка с помощью абразива. Каждое произведение таким образом дорабатывается и обжигается до тех пор, пока мастер не сочтет работу законченной. Таких промежуточных обжигов может быть от двух-пяти до нескольких десятков.
– Сложность и интересность этого вида творчества в непредсказуемом конечном результате работы, – рассказала художница. – Ты задумываешь и рисуешь эскизы, понимаешь, как это сделать технически, но после обжига нужный цвет может уйти или измениться. Могут получиться прогары, или недопек, но в большинстве случаев работа выходит красивой. Специфика техники – очень дорогие материалы.
Фольклорные, фантасмагоричные, природные, растительные мотивы, отсылающие к народному искусству лубка и художественным промыслам, являются той образностью, которая нашла свое воплощение в художественных эмалях Хоменко. Здесь пейзажи, портреты, анималистика.
– Я получаю вдохновение от природы, от своей бурной фантазии, от происходящих событий вокруг меня, от других художников, чьи работы или фрагменты меня впечатлили, – рассказала Екатерина.
Екатерина Хоменко – член Союза художников России, Союза мастеров Республики Коми, преподаватель «Школы искусств» и руководитель творческой студии «АRTСТАРТ», участник республиканских и всероссийских выставок. Ее творческая палитра отличается разнообразием материалов и техник декоративно-прикладного искусства. Это ткань, войлок, шерсть, дерево, металл и живопись.
Выставка будет открыта до 2 ноября.
Артур АРТЕЕВ
Фото автора