На сыктывкарской сцене действие пушкинского романа в стихах перенесено в «чеховскую» эпоху
Премьера оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин» прошла 1 и 2 ноября в Академическом театре оперы и балета Республики Коми. Нынешний год дважды юбилейный для этого музыкального шедевра. 145 лет исполнилось со дня первой премьеры оперы и 225-летие со дня рождения Пушкина – автора одноименного романа в стихах, который лег в основу оперного либретто. Одним из зрителей премьеры в Сыктывкаре стал корреспондент «Республики».
Опера на все времена
Напомним, что опера «Евгений Онегин» стала первой постановкой, которой 26 августа 1958 года открылся Республиканский музыкальный театр Коми АССР (ныне Академический театр оперы и балета РК). Режиссер этой легендарной постановки – Алексей Киреев. С тех пор «Евгений Онегин» всегда был в репертуаре театра, и можно сказать, что опера стала его своеобразной визитной карточкой. Вторую постановку «Евгения Онегина» осуществил в 1968 году режиссер Юрий Петров, третью в 1991 году – художественный руководитель и главный режиссер театра Ия Бобракова.
– Для нас это знаковое событие, спектакль не похож ни на что, такого «Евгения Онегина» вы не увидите никогда и нигде, – рассказал на предшествовавшей премьере пресс-конференции директор – художественный руководитель театра Алексей Садовский. – Нашему театру невероятно повезло, потому что мы работали с выдающимися представителями оперной режиссуры и театральной сценографии. До этого у театра последние двадцать лет в перечне приглашенных режиссеров не было столь значимых фигур. В итоге получился уникальный театральный продукт.
Художником спектакля выступил главный художник Михайловского театра (Санкт-Петербург), народный художник России Вячеслав Окунев.
– Мы хотели создать воспоминания о старых усадьбах, – пояснил он журналистам. – Для этого в центре сцены установили ротонду, которая хорошо принимает свет и всегда по-разному воспринимается.
С помощью невесомых материалов и кружевных переплетений художник создал на сцене атмосферу легкости и воздушности девичьих грез. Времена года сменяют друг друга, жизнь совершает свой круговорот. Музыкальный руководитель постановки – хорошо знакомый сыктывкарскому зрителю дирижер Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Ариф Дадашев. Хореограф спектакля – премьер балетной труппы театра Роман Миронов. К премьере было изготовлено более 180 костюмов.
Ужель та самая Татьяна…
Новая постановка «Евгения Онегина» – авторский спектакль одного из ведущих музыкальных режиссеров России, народного артиста РФ, лауреата российской национальной театральной премии «Золотая маска» Юрия Александрова. Режиссер осуществил порядка трехсот постановок в оперных театрах страны и зарубежья, он основатель и художественный руководитель камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера». Его спектакли становятся событием в культурной жизни России. Александров ставил в Большом театре, в Мариинском, в «Новой Опере», в «Метрополитен-опера», «Ла Скала», в Турции, Казахстане, Сербии, Беларуси, Литве, Латвии, Молдове, Польше, Эстонии. «Евгений Онегин» в постановке Юрия Александрова позволил сыктывкарским зрителям по-новому взглянуть на известный сюжет.
О своей новой работе Юрий Александров рассказал в блиц-интервью газете «Республика».
– Чем отличается сыктывкарская постановка оперы от ваших предыдущих?
– Я ставил «Онегина» с десяток раз, и каждая постановка отличается от предыдущей. Каждый раз мне хочется выявить у труппы все лучшее, что есть у артистов. Сыктывкарская постановка отличается непосредственностью. Но отношение к материалу у меня сохраняется с первых постановок. Первый раз «Онегина» я поставил в своем театре «Санктъ-Петербургъ Опера». Сегодняшняя версия «Евгения Онегина» – последовательное утверждение моей режиссуры, режиссуры авторской, отрицающей литературно-инсценировочный принцип, режиссуры ассоциативной, требующей активного соучастия публики, ее сопереживания, эмоционального восприятия душой и сердцем великой музыки Чайковского.
– Почему вы перенесли действие в иную эпоху?
– Действие перенесено из начала XIX века в его конец, из эпохи Пушкина – в эпоху Петра Чайковского и Антона Чехова. Это «чеховский» спектакль, потому что у Чехова все персонажи положительные, море слез и все несчастны, как и в опере «Евгений Онегин». Это уникальная опера, в которой нет отрицательных персонажей. Наш сегодняшний «Евгений Онегин» – чеховский спектакль.
В нашей постановке на первый план выходит не дворянская жизнь дореволюционной России с ее шикарными усадьбами, пышными балами и празднествами, а русская душа с ее душевными переживаниями, духовными и нравственными исканиями. В центре этих исканий главная героиня спектакля Татьяна Ларина. Чайковский начал писать свою оперу со сцены письма Татьяны Онегину и изначально хотел назвать ее «Татьяна Ларина». Он понимал, что именно она – эмоциональный и духовный стержень всех драматических событий спектакля.
Я выстроил спектакль именно так, как хотел Чайковский. Своей юной фантазией Татьяна Ларина создает редкую по красоте и несбыточности романтическую историю. Все, что происходит на сцене, – это ее фантазия. И даже в сцене дуэли – она главное действующее лицо. Опера – это внутренний мир Татьяны, ее душевные порывы и мечты о большой любви. Поэтому сам спектакль легкий, фантазийный, не отягощенный громоздкими декорациями и оперными штампами.
– На ваш взгляд, как наша труппа справилась с поставленной задачей?
– У вас молодая и талантливая труппа. Хорошие, настоящие голоса. Мне с ними было интересно работать. Я вижу интерес в глазах артистов. Многого из того, что я им предложил, они не ожидали. Мы начали работу над постановкой 2 октября и за столь короткий срок поставили оперу.
Я считаю «Евгения Онегина» музыкальной Библией, потому что эта опера совершенна, и оперным Евангелием, благодаря которому происходит очищение души через музыку и любовь. Особенно важно молодому певцу прикоснуться к этой теме, к Пушкину и Чайковскому. Петр Ильич писал это сочинение именно для молодых: исполняющий музыку человек должен быть очень искренним, не отягощенным штампами, примитивами, которые жизнь со временем навязывает.
Но судьба так сложилась, что певцы к этому материалу приходят обычно уже в зрелом возрасте. И исполнительницам партии Татьяны редко бывает восемнадцать лет, а партии Ольги – шестнадцать. Это невозможно. В этой опере чрезвычайно сложная партитура, потому что встретились два гения – Чайковский и Пушкин, каждое слово которого – золотое. Это сложно – выразить философские мысли, которые есть у Пушкина, и тонкости, которые приложил к тексту Чайковский. В опере «Евгений Онегин» много сложных, двойных, тройных смыслов, которые есть уже у Пушкина. Мне интересно не просто делать иллюстрации к роману, а рассказывать судьбы героев. У всех персонажей в постановке своя история и судьба.
– Насколько актуальны в наше время истории из пушкинского романа?
– Они актуальны всегда. Современный спектакль – это не современные джинсы и прочие тряпки, а современные смыслы. Главное – это человек и его чувства и переживания. Этот спектакль всегда современный и очень патриотичный, в нем есть понимание, что Россия – уникальная страна, без которой миру не прожить. Потому что если лишить мир Чайковского, Пушкина, Лермонтова, Чехова, то что в нем останется? В этом спектакле мы говорим о самом великом, что есть у России, – о русской душе. А показать в спектакле русскую душу – это самое сложное.
© Артур АРТЕЕВ
Фото автора
Опубликовано при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Республики Коми