Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака продолжает знакомить читателей с известными художниками в рубрике «Художники–иллюстраторы детских книг» . Сегодня мы рассказываем о жизни и творчестве российского художника-иллюстратора Юрия Богачёва .
Источник фото: РГДБ | Богачёв Юрий Николаевич – художник-иллюстратор, график, поэт, бард, родился 24 июня 1956 года в городе Электростали Московской области. |
В 1975 году он окончил Московское художественное училище памяти 1905 года (сегодня Московское академическое художественное училище). Тогда уже проявился интерес художника к миру книги – сочетание изобразительного образа с текстом .
Из интервью И здательскому дому «Нигма» : «Решение заняться иллюстрацией постепенно вызрело во время учёбы в МХУ «Памяти 1905 года». Под влиянием любимых педагогов Ю. М. Карпушина и М. Ф. Петрова – любимого иллюстратора – я понял, что писать огромные холсты маслом – это не по мне, и что я хочу быть графиком, причём, книжным. В Полиграфический институт я поступал уже целенаправленно, чтобы работать с литературой в книжной форме».
Первую книгу – сборник рассказов сибирского писателя А. Щербакова «Деревянный всадник» – Юрий Николаевич оформил для Красноярского книжного издательства в 1984 году, на третьем курсе факультета «Художественно-технического оформление печатной продукции» Московского полиграфического института. Институт, где преподавали В. Ф. Лактионов, А. В. Васнецов, М. П. Митурич‚ А. В. Лепяцкий, художник окончил в 1986 году.
С 1985 года Юрий Николаевич работает в книжной и станковой графике , сотрудничает с издательствами «Молодая гвардия», «Малыш», «Красноярское книжное издательство», Студия «Диафильм» Госкино СССР, «Москвоведение», «Московские учебники и картолитография», «Лазурь», «Лазаревское», «Аудитория», «Азбука-Аттикус», «Махаон», «Нигма», «АСТ-Детство». Сотрудничество со студией «Диафильм» вылилось в создание диафильмов «Золотой гвоздь» по произведению Е. Пермяка и «Подкова» В. Бутрмеева.
Юрий Николаевич Богачёв оформил и проиллюстрировал более 70-ти книг детской и художественной литературы , в том числе мировой классики , исторической , военно-патриотической , православной , краеведческой направленности : «Слово о Полку Игореве», «Дон Кихот» М. Сервантеса, «Робинзон Крузо» Д. Дефо, «Плутония» В. Обручева; «Всадник без головы», «Белый вождь», «Оцеола, вождь семинолов» Т. Майн Рида; «Твёрдая Рука» Г. Эмара; «Борьба за огонь» Ж. Рони-Старшего; «Необычайные приключения Кукши из Домовичей» Ю. Вронского; «Во славу Отечества», «На страже Руси» О. Тихомирова, «Рождество в Северных льдах» М. Алёшиной; «Тиль Уленшпигель, Ш. де Костера, «Вокруг земли за 180 дней» Ж. Верна, «Журавлёнок и молнии» В. Крапивина, «Вождь краснокожих» О. Генри, «Двадцать дней без войны» и «Сын артиллериста» К. Симонова, «Донские рассказы» М. Шолохова и др.
В работе над изданиями детской , школьной , просветительской литературы художник для себя вывел следующие принципы: «Рисовать для детей как для взрослых , разговаривать с ребёнком на равных , уважать в нём зрителя и собеседника» .
Любимая техника изображения художника – акварель . Но акварель не единственный материал для книжной иллюстрации. «Мне доводилось рисовать и чёрно-белые книжки, тушью и пером, и карандашом с полутонами, но одним цветом. Многие работают гуашью, акрилом, цветными карандашами, компьютерной цифровой графикой. Но, всё же акварель – самая популярная техника в книге. Это потому, что она легка и прозрачна, позволяет «беречь белое», что очень важно для органичной связи рисунка с плоскостью бумажного листа… А любимая краска у меня, наверное, берлинская лазурь или тио-индиго – тёмно-синяя с изумрудным оттенком».
Чаще всего художник работает в смешанной технике – к любимой акварели добавляются гуашь, карандаши, линеры, тушь. Работы художника объёмны и динамичны . В них присутствуют выразительные персонажи, яркая и подробная атмосфера книги.
Художник признавался, что больше любит рисовать то , чем интересовался в детстве – воинов в доспехах , индейцев , древнюю архитектуру . Как любого мальчишку его привлекают приключения, батальные сцены, именно на эти темы иллюстраций больше всего, но все персонажи индивидуальны. В портфолио художника есть работа и для девочек – роман Элинор Портер «Поллианна выросла» .
Богачёв Юрий Николаевич – член ВТОО «Союз художников России» с 2000 года, член Правления Московского областного отделения Союза художников России, председатель секции графики Московского областного отделения Союза художников России, член Общественного совета по детской книге России при Российском фонде культуры, делегат XIV съезда Союза художников России, член Союза журналистов России.
Более 35 лет Ю. Н. Богачёв участвует во всероссийских, межрегиональных, областных, городских художественных выставках «Россия-XIII», «Центр России» и международных книжных выставках-ярмарках: ММКВЯ, «Красная площадь» и др.
Юрий Николаевич Богачёв с 2017 года проводит в Российской Государственной детской библиотеке мастер-классы по иллюстрированию . С 2019 года активно сотрудничает с Российским фондом культуры в рамках просветительского проекта «Сегодня – дети, завтра – народ», проводит мастер-классы, лекции, выставки, творческие встречи со студентами художественных вузов, училищ, колледжей, учащимися художественных школ.
Источники текста и фото:Издательский дом «Нигма»
Галерея «Загорье»
На фото и при подготовке материала использованы издания из фонда библиотеки: