Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака продолжает рассказывать читателям об известных художниках в рубрике «Художники–иллюстраторы детских книг» . Сегодня знакомимся с жизнью и творчеством книжного графика и талантливого художника Константина Ивановича Рудакова .
Источник фото | Константин Рудаков – русский советский художник-график , педагог , член Ленинградского союза художников, один из выдающихся иллюстраторов , который не раз обращался к детским книгам. В библиотечном фонде Маршаковки есть пять книг с его иллюстрациями . Почётное место среди них занимает книга Эрнеста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и мышиный король » . Издана она в 1940 году в Коми государственном издательстве на коми языке : «Щелкунчик да шыръяслöн король». |
В этой книге художник написал портрет самого Э.Т.А. Гофмана и создал прекрасные рисунки к тексту произведения.
Иллюстрации к сказке братьев Гримм «Бременские музыканты» – одна из лучших работ художника для детей. Создавал их Константин Рудаков в 1936 году с большим воодушевлением, огромным интересом и вниманием. Искал всё новые и новые варианты для создания композиций, добиваясь простоты и выразительности.
Приключения осла, собаки, кота и петуха талантливый художник передал в увлекательной форме «живого» рисунка , наделив персонажи сказки вполне реальными чертами. Кот играет на скрипке, осёл на гитаре, пёс в очках бьёт в барабан, висящий у него на плече, а петух выражает своё участие в импровизированном концерте громким «кукареку».
Его иллюстрации хорошо запоминаются и вызывают симпатию к героям сказки, с которыми так несправедливо поступили хозяева. Животные очеловечены волей сказочников и художника, выражения их «лиц» тонко передают переживания и характер героев, а костюмы тщательно продуманы и талантливо нарисованы. Все рисунки Константина Рудакова к книге выполнены в технике литографии , они созданы более 80 лет назад, но до сих пор продолжают жить на радость детворе и служат эстетическому воспитанию. Поэтому на протяжении десятков лет издатели обращаются к этим его иллюстрациям, которые очень удачно дополняют эту сказку.
Известный искусствовед Пётр Корнилов писал : «Сам Рудаков, которому так удалась его творческая задача, по натуре был добрейшим человеком. Когда он создавал свои рисунки к «Бременским музыкантам», с его лица не сходила улыбка, он как бы переносился в свои детские годы и запечатлевал воспоминания о них живо и красиво».
Имя Константина Ивановича Рудакова вошло в золотой фонд русской книжной иллюстрации XX века . Владение всеми видами графического искусства, высокая изобразительная культура художника всегда вызывала восхищенные отклики любителей искусства книги.
Константин Иванович родился 26 марта 1891 года в Санкт-Петербурге в семье художника-декоратора Мариинского театра. С 1918 года он принимал участие в выставках, стал членом художественных сообществ «Мир искусства», «Община художников», Ассоциация художников революционной России. |
В 1920-е годы много работал в области сатирической графики для журналов «Чиж» , «Ёж» , «Бегемот» , «Смехач» , «Крокодил» , позднее стал заниматься станковой графикой . В 1932 году Константин Иванович стал членом Ленинградского Союза художников .
В 1940-е годы Константин Рудаков обратился к театрально-декорационному искусству . Сотрудничал с академическим театром драмы им. А.С. Пушкина (Александринский театр) и театром Эстрады, сотрудничал с журналом «Костёр».
Великую Отечественную войну Константин Иванович Рудаков встретил в родном Ленинграде, где он и прожил всю блокаду. Во время войны художник не переставал работать – создавал портреты героев войны, плакаты, военные листовки. Даже в это трудное время он не расставался с карандашом, делая зарисовки на клочках обоев и обёрточной бумаге.
В это время художник продолжал создавать портреты литературных героев классических произведений русской литературы , которые впоследствии превратились в его творчестве в особый тип книжного рисунка. Он выбрал три романа : «Евгений Онегин» Александра Пушкина, «Анна Каренина» и «Война и мир» Льва Толстого. Над каждым из этих произведений художник работал практически до конца жизни. К одним и тем же героям, и ситуациям он возвращался многократно, и каждый раз находил новые оттенки в цвете или тоне произведения, в движении фигур, мимике, жестах, которые усиливали или уточняли эмоциональное состояние или характер героев.
В 1944 году он принял участие в выставке пяти работавших в блокаду художников в Русском музее (В. М. Конашевич, В. В. Пакулин, А. Ф. Пахомов, К. И. Рудаков и А. А. Стрекавин), позднее в феврале 1945 года они экспонировались в Москве.
Двадцать лет жизни Константин Рудаков посвятил педагогической деятельности . Будучи одним из ведущих профессоров Академии художеств, он во многом способствовал возрождению и развитию художественной школы .
Произведения Рудакова находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее , Государственной Третьяковской галерее , в Пушкинском музее , Государственном литературном музее в Москве .
Источники фото и текста: Лениградская областная детская библиотека Лаборатория фантастики Корнилов П. О художнике этой книги / П. Корнилов // Гримм В. и Я. Бременские музыканты : [сказка: для детей] / братья Гримм ; [пересказ А. Введенского ; под ред. С. Я. Маршака ; худож. К. И. Рудаков]. – Ленинград : Художник РСФСР, 1977. – С. 16 : портр.На фото представлены книги из фонда библиотеки: