Концертная программа «Любовь земная и небесная» пройдет 14 сентября в Государственном академическом театре оперы и балета Коми. Она посвящена 30-летию творческой деятельности солистки театра Надежды Баталовой. Это разноплановая певица и артистка: в ее репертуаре партии в операх, роли в опереттах, мюзиклах и детских музыкальных спектаклях, песни и романсы. Свой юбилейный вечер артистка проведет в формате интервью. Вопросы прозвучат к гостям программы, участникам концерта, коллегам-артистам и к самой Надежде Баталовой. В преддверии юбилейного концерта она ответила на вопросы корреспондента «Республики».
– Как начался ваш путь на театральную сцену?
– Моя мама была активным комсомольским лидером, организовывала концерты агитбригад в населенных пунктах. И даже во время беременности она продолжала эту деятельность. Так что музыку и пение я слушала еще до своего появления на свет. Родилась я в Выльгорте. Моего отца, Анатолия Таскаева, избрали председателем Яснэгского сельсовета, и мы переехали туда. Папа пел в самодеятельности. Да и сама я люблю петь с детсадовского возраста. Как-то в детстве мы ехали в санаторий на поезде, так я одной девочке всю дорогу песни пела. Первая моя роль – Снегурочки – на утреннике в детском саду, где мама была воспитателем.
Родители хотели, чтобы я поступила на экономический факультет, но эта специальность мне совсем не подходила. Не могу себя представить сидящей за столом, малоподвижная работа не по мне. У меня всегда энергия била ключом, хотелось движения, танцев, пения. С детства любила театр и пронесла любовь к сцене и театру через все годы.
Надежда Баталова родилась в селе Выльгорт. В 1987 году окончила Сыктывкарское училище искусств. В 1992 году – российскую Академию театрального искусства. С 1993 года она солистка Государственного театра оперы и балета Республики Коми.
Среди ее ярких сценических работ – Мерседес («Кармен» Ж. Бизе), Аннина («Травиата» Дж. Верди), Жозефина («Жозефина и Наполеон), Дуняша и Семеновна («Бабий бунт» Е. Птичкина), Мэджи Джексон и Бетси («Моя жена – лгунья» В. Ильина и В. Лукашова), Лючия («Дон Жуан в Севилье» М. Самойлова), Кот («Кот в сапогах» Е. Шашина), Цыпленок («Золотой цыпленок» В. Улановского), Настя («Ох, уж этот царь Горох!» А. Дериева) и другие.
Могла бы стать учителем русского языка и литературы, поступить на филологический факультет. Очень любила читать, и сегодня книга всегда со мной. Но почему-то испугалась, литературу любила, а русский язык как предмет казался мне скучным. Зато к точным наукам был интерес со школы. Математикой с удовольствием занималась со своими детьми. Могла бы стать медиком, потому что нравилась химия, изучаю средства народной медицины. Может, стала бы художником: очень люблю рисовать, занималась батиком.
В итоге я отучилась в республиканском училище искусств по специальности «сольное пение». С благодарностью вспоминаю своего педагога по вокалу Марата Козлова. Потом поступила в Академию театрального искусства (ГИТИС) по специальности «актер музыкального театра». На нашем курсе учились талантливые, интересные ребята. Помню, мы сами написали сценарий и подготовили «капустник» для участия в конкурсе. В итоге со своей программой заняли третье место среди всех вузов Москвы. Еще будучи студенткой, выступала в составе труппы Московского музыкального театра «Экспромт». Вышла замуж, родила сына. С супругом какое-то время прослужили в этом театре. В учебном театре при ГИТИСе мне предлагали характерные роли. В «Экспромте» я была Бобылихой в опере «Снегурочка». Потом мужа пригласили в театр оперы и балета Коми. В 1993 году нас обоих прослушали и приняли в труппу. Первая моя роль в нашем театре – Бекки Тэтчер в музыкальной сказке «Приключения Тома Сойера» в 1993 году.
– В вашем репертуаре полсотни ролей и партий в спектаклях разных музыкальных жанров. Ваша любимая партия?
– Я в большей степени артистка мюзикла и оперетты. Люблю танцевать. Конечно, оперные партии тоже исполняю, но не роли «героинь». Из оперных партий любимыми могу назвать Мерседес в опере «Кармен» и интересная партия Бригитты в «Иоланте».
Моей любимой ролью была Мариэтта из оперетты Имре Кальмана «Баядера». Тридцать лет назад на прослушивании в труппу театра оперы и балета Коми исполняла вокальный и танцевальный номера из оперетты «Баядера». Именно этот спектакль стал для меня любимым на долгие годы, а роль каскадной героини Мариэтты и сегодня одна из самых ярких и запоминающихся. Мне всегда была близка эта очаровательная парижанка, которая оказывается в центре треугольника: Мариэтта ла Туретт, ее законный супруг Луи-Филипп и ее поклонник Наполеон Сен-Клош. В этой оперетте восточные интонации сочетаются с популярными танцевальными номерами. У моей героини множество танцев, что мне, конечно же, очень нравилось. К сожалению, сейчас этот спектакль не идет в нашем театре. Но в юбилейной программе зрители обязательно увидят номера из «Баядеры».
Одна из любимых ролей в сегодняшнем репертуаре – Семёновна в оперетте Евгения Птичкина «Бабий бунт». В этом зажигательном, полном юмора спектакле моя героиня предстает одним из самых колоритных образов. Каждое ее появление на сцене вызывает зрительский смех и овации. Она мудрая казачка, активно участвующая в бабьем бунте, ловко проучила своего мужа Захара.
– Что бы вы хотели сыграть на сцене?
– Моя мечта – исполнить монооперу Франсиса Пуленка «Человеческий голос». В этой музыкальной монодраме все держится на героине, которая одна на сцене в течение сорока минут. Действие оперы состоит из ее большого диалога – разговора по телефону. Все сосредоточено на развитии внутренней драмы героини. Этот материал интересен прежде всего драматургической составляющей. Мне хотелось бы сыграть и спеть в этом спектакле.
– Помимо театра вы занимаетесь просветительскими проектами, выступаете в разноплановых концертных программах на площадках Сыктывкара и Республики Коми. В вашем творческом багаже занятия с юным талантливым поколением. Многих вы обучили азам актерского мастерства, передали свои знания, умения и богатый актерский опыт. Расскажите о своей педагогической деятельности.
– Я десять лет совмещала театральную деятельность с работой в Лицее народной дипломатии, очень люблю детей. У меня своих детей трое, и они связали жизнь с творчеством. Старший сын – оперный певец, второй сын выбрал профессию художника, учится в колледже культуры, а дочка поступила в педагогический колледж на музыкальное отделение. Она, как и я, хочет обучать детей.
На юбилейном вечере «Любовь земная и небесная» (6+) публику ждет множество сюрпризов. Программа концерта представит калейдоскоп музыкальных жанров: оперу, оперетту, мюзикл, романс, песенное творчество. В исполнении Надежды Баталовой прозвучат как хорошо известные, так и редко исполняемые арии и дуэты, песни и романсы, яркие и запоминающиеся номера.
Вместе с Надеждой Баталовой выступят ее друзья и коллеги по сцене, среди которых солисты театра – Геннадий Муралёв, Галина Петрова, Анастасия Морараш, Яна Пикулева, Валерия Яремчук, Николай Калашников, Геннадий Гуляев, а также Александр Шахов (гусли/вокал), Анатолий Васильченко (гитара), Лариса Игнатова (скрипка), Тамара Вурдова (фортепиано), Виктория Тымкив (фортепиано) и воспитанники детской балетной студии при театре. Ведущая программы – преподаватель колледжа культуры Ольга Степанова.
В лицее работала преподавателем дополнительного образования. Вела уроки мировой художественной культуры и готовила с детьми литературно-музыкальные композиции, мини-спектакли в театральной студии. В лицее учились очень талантливые дети: кто-то прекрасно играл на сцене, кто-то – на флейте, кто-то – на скрипке. Мы ставили «Синюю птицу», «Валентина и Валентину». Вспоминаю это время с большой теплотой. До сих пор переписываемся с бывшими лицеистами. И сегодня продолжаю педагогическую деятельность. Занимаюсь с народным хором при кафедральном соборе, с певчими, любителями и очень талантливыми людьми.
– Ваш творческий путь интересен и разнообразен. У вас роли в опереттах, сказках, мюзиклах: от каскадной артистки, исполнительницы характерных образов до сказочной принцессы. В вашем репертуаре много ролей в детских музыкальных спектаклях. Чем они вас привлекают?
– Очень люблю роли в детских спектаклях, одна из самых ярких – главная роль в сказке Владимира Улановского «Золотой цыпленок». Образ Цыпленка необычайно трогательный, добрый, преданный и любящий. Ну и, конечно, Кот в сказке Егора Шашина «Кот в сапогах». На мудром Коте все и держится в этой доброй сказке. Играть в детских спектаклях сложнее, надо красиво двигаться, танцевать, обладать хорошими актерскими способностями и главное – уметь перевоплощаться. Зато благодаря этим ролям у меня и сегодня сохранился молодой звонкий голос. Люблю импровизировать на сцене, когда это уместно. В 2004 году я получила второе образование – режиссерское.
Беседовал Артур АРТЕЕВ
Фото komiopera.ru