Великомученик Пантелеимон почитается в Православной Церкви как грозный святой, покровитель воинов. Эта сторона почитания раскрывает его первое имя Пантолеон, что значит «лев во всем». Второе имя, данное при Крещении, — Пантелеимон, то есть «всемилостивый», раскрывается из почитания великомученика как целителя. У христиан он считается покровителем врачей. Связь этих двух покровительств святого хорошо видна из того, что воины, чаще других получающие раны, больше всех нуждаются во враче-целителе. Именно поэтому христиане, ведущие брань духовную, также прибегают к этому святому с просьбой исцелить язвы души.
Известно, что родился святой Пантелеймон примерно в III веке на территории Никодимии, а отцом его был богатый язычник. Отец отправил Пантелеймона учиться врачебному делу к доктору Евфросину. Совсем скоро Пантелеймон становится известным лекарем и знакомится с Ермолаем – одним из местных проповедников, которого чествуют 8 августа. Именно Ермолай обращает Пантелеймона в христианскую веру. Сам Пантелеймон уверовал во Христа в тот момент, когда обратился к нему с молитвой, прося исцелить ребенка, которого укусила змея, и никакое лечение не действовало. После этого Пантелеймон решает посвятить свою жизнь служению Богу и окружающим людям. Так, например, он безвозмездно лечил всех больных. Активно помогал христианам, находившимся в тюрьмах. Однажды Пантелеймон был арестован и отправлен на суд к императору Максимилиану, который стал призывать Пантелеймона отречься от веры во Христа. Однако сам Пантелеймон предложил императору найти больного человека и пригласить самого лучшего врача. Когда это было сделано, то стали пытаться вылечить больного, и у обычного врача это сделать не получилось. Пантелеймон же исцелил несчастного, и многие свидетели этого чуда обратились в веру. Сам же Максимилиан очень разгневался и велел казнить Пантелеймона. Его привязали к оливе и отрубили голову. Предание гласит, что после этого на дереве сразу стали появляться плоды.
В православии Пантелеймон известен как покровитель воинов и целитель. На Руси его часто называли Палием, молились, прося излечения от болезней. Знахари считали, что именно сейчас стоит отправляться на сор целебных трав, использовали особые заговоры и обряды. Кроме того, праздник называли Кочанником, поскольку в это время завиваются капустные вилки. Доставали оставшуюся из прошлого урожая капусту и готовили слоеные пирожки с начинкой. Такими пирожками угощали странников, нищих и детей. Также капусту тушили, солили, добавляли в щи.
Принято было 9 августа идти в церковь для освящения колосьев, собранных с полей. Потом эти колосья полагалось хранить в доме.