Фото Андрея Ретанова
Французский режиссер Ролан Боннин, приехавший ставить «Truffaldino il servitore», комментируя свою работу, не раз отмечал, что всегда хотел поставить эксперимент и соединить стилистику комедии дель арте и традиции русского драматического театра. Задумка удалась: на сцене русские актеры играют венецианскую комедию масок. Истории про Труффальдино из Бергамо, который устроился в услужение сразу двум господам, оказавшимися далеко не простыми итальянцами, более 250 лет. Отвязаться от ассоциаций со знаменитым кинофильмом «Труффальдино из Бергамо» 1976 года, где блистательно сыграли Константин Райкин и Наталья Гундарева, чрезвычайно непросто. Но «Truffaldino il servitore» - спектакль-неожиданность, потому что труппе под руководством французского режиссера удалось создать по знакомому сюжету непривычный для Сыктывкара формат театрального действа.
На сцене в течение двух действий разворачивается пестрая и динамичная буффонада. Образы персонажей нарочито объемные, яркие и выпуклые. Одну маску не спутаешь с другой. Каждый герой «гнет» свою линию, слишком очевидную и понятную. Оно, может быть, и наскучило бы зрителю уже через сорок минут, если бы не динамика сюжета и талантливая игра актеров. Многие из участников труппы предстают в неожиданных амплуа, которые хочется рассматривать, крутить и вертеть, изучая, насколько артист вжился в свою маску. Перевоплощение Вадима Козлова в инфантильного нытика Сильвио вызывает бурю эмоций. Людмила Мелехина, исполняющая его возлюбленную Клариче, смотрится в своей маске «блондинки в розовых тапочках» более чем убедительно. Что важно – их персонажи не статичны, в рамках заданного образа они развиваются, находят новую глубину. Венецианский купец Панталоне, которого играет артист Игорь Янков, в удивительном головном уборе по-барски шествует сквозь весь спектакль, лишь на минутку присаживаясь в кресло-пуф, чтобы превратиться в уставшего от суеты главу семейства. Роль Панталоне в этом спектакле знаковая и имеет особый смысл. Именно этого персонажа в 1930-х годах играл заслуженный артист РСФСР Степан Ермолин, 100-летию со дня рождения которого и посвящен новый спектакль театра драмы. В этом списке нельзя не отметить и служанку Смеральдину, которую изящно играет Татьяна Михайлова.
Одно из главных открытий спектакля - роль Марии Коровиной, которая вновь раскрывается для публики с совершенно неожиданной стороны. Не успели заядлые театралы обсудить игру актрисы, покорившей зрителя в постановке «Вид в Гельдерланде» , пронзительно и искренне сыграв главную героиню, мечущуюся молодую женщину на пороге выбора - как снова сюрприз. На фоне ее образа-трансформера Распони, который подразумевает одновременно мужскую и женскую роль, даже персонаж пройдохи Труффальдино в исполнении Константина Карманова немного меркнет. Хотя, безусловно, для самого артиста эта роль – большой подарок и испытание одновременно. Труффальдино по версии француза Боннина - мастер трюков и образец пластичности, он делает игрушки из надувных шаров и ест банан прямо на сцене, повесив на ухо табличку «Не беспокоить». Слуга двух господ существует в сценическом пространстве в приметах образа Арлекино, но кепка и фасон штанов выдают в нем завсегдатая современной жизни.
Сценография и костюмы – отдельная песня, которую подарила публике художница Валентина Серебренникова. Спектакль бушует красками и играючи обращается с пространством. Костюмы иронично сочетают в себе классические элементы нарядов персонажей комедии дель арте и современный крой. В деталях и аксессуарах многие зрители без труда узнают себя. Ход сюжета разбавляют хореографические зарисовки, автором которых стала балетмейстер Елена Ноткина. Она же почти месяц работала с актерами над сценическим движением. В результате – маски порой походят на марионеток, настолько выверены их движения, но даже эта гипертрофированность смотрится уместно, органично вписываясь в общую стилистику спектакля.
Комедия дель арте подразумевает немало импровизации. Вряд ли артисты театра драмы используют экспромты, но текст и мизансцены часто бывают далеки от классических. То тут, то там по ходу пьесы выстреливают шутки из наших дней. Актеры, словно сбившись, забывают о слоге венецианской комедии и вплетают словечки и обороты из сегодня. Все это не мешает, напротив, позволяет публике увидеть: вот они люди, какие они были и есть. Впрочем, режиссер позволяет себе немало вольностей, иногда балансируя на грани треша. В его спектакле найдется место и капле эротики и даже элементам триллера для любителей садизма.