Сегодня православная общественность республики впервые широко отмечает День Собора святителей земли Коми. В Собор вошли четыре просветителя: Стефан Пермский, устьвымские чудотворцы Герасим, Питирим и Иона, а также 17 Новомучеников и исповедников российских, в земле Коми просиявших.
Данный праздник включен в общецерковный календарь Русской Православной Церкви. Дата инициирована епископом Сыктывкарским и Воркутинским Владыкой Питиримом в 2015 году, с одобрения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла была включена в официальные праздники Русской Православной Церкви.
В День Собора святителей земли Коми пройдут божественная литургия в Свято-Стефановском кафедральном соборе, концерт в Театре оперы и балета Республики Коми.
*** Святитель Стефан Пермский – первый епископ Пермской (Усть-Вымской епархии). В истории Русской Православной Церкви Святитель Стефан Пермский остался как один из виднейших миссионеров. Его имя особенно чтят жители Коми республики. Православная епархия на Коми земле была создана в 1383 году и являлась 18-й по счету и первой среди нерусских народов. Миссионерские труды Стефана на пермской земле продолжались 18 лет. За годы епископского служения Святитель Стефан основал множество храмов, а также 4 монастыря, иноки которых, обученные Стефаном, также занимались миссионерской деятельностью. Стефан Пермский первым в этих краях осознал значение православной веры в качестве духовной основы единства общества и посвятил всю свою жизнь христианскому воспитанию и просвещению коми народа, изобрел коми азбуку «Ан-бур», по сути, Стефан Пермский научил лесных жителей писать и читать, и стал основоположником литературного коми языка, который сформировался у коми народа на несколько веков раньше, если сравнивать его развитие с другими финно-угорскими языками. Стефановская азбука имела широкое хождение в XIV – XVII веках и была популярна даже среди московских писцов, которые употребляли ее в тайнописи.
Епископство Стефана Пермского закрепило основы русской государственности на территории Европейского Северо-Востока страны.
В память о Святителе Стефане строят храмы, читают молебны, пишут иконы, посвящают стихи и экспедиции. Осмыслению роли личности и просветительской деятельности Стефана Пермского в развитии Коми края посвящены многочисленные научные исследования историков, филологов, культурологов.
Святители Герасим, Питирим, Иона были епископами Великопермскими и Усть-вымскими. Святой Герасим – третий епископ зырянского народа, достойный последователь святителя Стефана, просветителя Пермского. На Пермскую кафедру возведен после 1416 года, когда только часть зырян была обращена в христианство. Погребен был в Благовещенской церкви села Усть-Вымь, недалеко от города Яренска, на реке Вычегде (память 24 января).
Преемником святителя Герасима был ученый архимандрит Питирим. И в его время вогулы не переставали нападать на мирных зырян, населявших Пермскую страну. Епископ Питирим, так же, как и его предшественники, стал заступником своих пасомых. В 1447 году он в Москве лично просил великого князя об оказании помощи зырянам. Святитель часто посещал свою паству, рассеянную на огромной территории, наставляя ее Словом Божиим и приходя на помощь в ее бедствиях. Для просвещения язычников-вогулов он предпринимал далекие путешествия, во время которых жизнь его нередко подвергалась опасностям, так как ему приходилось терпеть всевозможные лишения. Но святитель не жалел своих сил, просвещая людей и поучая в домах, храмах, на открытых местах.
Своей проповедью он обратил в христианство многих вогулов, живших по притокам реки Печоры. Этим он возбудил страшный гнев предводителя вогулов – Асыки, который убил святителя на поле во время совершения им молебствия. Произошло это недалеко от Усть-Выми 19 августа 1455 года. Святитель Питирим составил житие святителя Алексия и канон на обретение мощей его.
После святителя Питирима на Пермскую кафедру вступил епископ Иона. Он обратил в христианство остальную часть Великой Перми, то есть языческие племена, жившие по рекам Вишере, Каме, Чусовой и другим. Его стараниями были истреблены идолы и на их местах сооружены храмы, при которых святитель открывал училища. К новообращенным из Усть-Выми были переведены опытные пастыри, которые проповедовали и преподавали в этих училищах.
Преставился святитель Иона 6 июня 1470 года. Мощи его почивают вместе с мощами святителей Герасима и Питирима в Михайло-Архангельском мужском монастыре (в Республике Коми).
Общая память святителей является признанием их апостольской деятельности в восточных пределах России.
Стефан Пермский был причислен к лику святых в 1547 г. Герасим, Питирим и Иона — в 1607 г.
Новомученики исповедники Российские, в земле Коми просиявшие, рассмотрены решением Синодальной комиссии по канонизации святых Московской Патриархии в 2001 году. Все представленные ниже подвижники были прославлены.
1. Епископ Вязниковский, святитель Герман (Ряшенцев) (10.01. 1876 – 15.09.1937) Регент Свято-Казанского храма с. Кочпон, по делу «Священная дружина»;
2. Иерей Стефан (Ермолин) (22.05.1891 – 15.09.1937), священник Крестовоздвиженской церкви с. Тентюково, по делу «Священная дружина»;
3. Иерей Палладий (Попов) (1879 – 23.09.1937), священник Сретенской церкви с. Гам Ижемского района;
4. ИерейИоанн (Попов) (20.06.1865 – 23.09.1937), священник Иоанно – Предтеченской церкви с. Керчомья Усть – Куломского района;
5. Иеромонах Платон (Колегов) (1865 – 15.08.1937), настоятель Троице-Стефановского Ульяновского монастыря с. Часово Сыктывдинского р-на;
6. Иеромонах Мелетий (Федюнев) (1871 – 23.09.1937), казначей Троице-Стефановского Ульяновского монастыря с. Кужба Уст-Коломского р-на;
7. Иерей Иоанн (Павловский) (28.01.1876 – 18.09.1937), священник Богороднической церкви с. Мошьюга Ижемского р-на, с. Галово Ижемского р-на;
8. Иерей Николай (Шумков) (04.11.1886 – 21.08.1937), священник Вознесенской церкви с.Ыб Сыктыдвинского р-на;
9. Иерей Григорий (Бронников) (27.01.1876 – 31.08.1937), священник Богоявленской церкви с. Селиб Удорского р-на;
10. Священник Николай (Доброумов) (24.12.1876 – 25.08.1937) Вознесенской церкви с. Дон Усть-Куломского р-на;
11. Иерей Всеволод (Потеминский) (30.03.1870 – 19.09. 1937), священник Николаевской церкви с. Семуково Усть – Вымского р-на;
12. Иерей Димитрий (Спасский) (21.01.1877 – 19.09. 1937), священник Спасской церкви с.Усть-Нем Усть-Куломского р-на;
13. Монахиня Елизавета (Ярыгина) (1879 – 12.09.1937) Крестовоздвиженского монастыря с Кылтово Княжпогостского р-на;
14. Мирянин Ефим (Кочев Ефим Петрович) (1867 – 18.09.1937), староста Сретенской церкви с. Выльгорт Сыктывдинского р-на;
15. Протоиерей Павел Малиновский, (15.10.1874-25.08.1937), в 1897 году рукоположен во священника к Усть-Вымской Благовещенской церкви, в 1906-1910 годах являлся законоучителем Вогваздинского земского училища, в 1909-1914 годах – заведующим Усть-Вымской женской церковно-приходской школы, до закрытия, июня 1935 года – священник Ыбского Свято-Казанского храма Сыктывдинского р-на.
16. Мирянин Михаил Петрович Ерогородский, (17.09.1878-28.08.1937) псаломщик Важгортской Воскресенской церкви Удорского р-на;
17. Мирянин Елькин Павел Николаевич, (23.06.1876-13.09.1937), уроженец с.Шошка Сыктывдинского р-на, арестован органами НКВД вместе с группой ссыльных и местных священнослужителей по делу «Священной дружины» в с.Кочпон г.Сыктывкара.