Азат Максутов: «Самое опасное – потерять труппу»

Азат Максутов: «Самое опасное – потерять труппу»
Фото: respublika11.ru

Дирижер-постановщик всех спектаклей прошедшего в мае в столице Коми XXVIII Международного фестиваля оперного и балетного искусства имени Ии Бобраковой «Сыктывкарса тулыс» Азат Максутов в интервью «Республике» отметил самые удачные постановки, а также рассказал о том, чего не хватило нынешнему фестивалю, что было излишне и что можно было бы пожелать организаторам следующей «Сыктывкарской весны».

Очень долго зрители ждали сроки и репертуар фестиваля. Такого еще не было, чтобы продажа билетов началась так поздно. Не кажется ли вам, что такая длительность – 18 дней фестиваля – несколько размывает впечатления, нет того драйва, который испытываешь от плотности спектаклей, горячих эмоций, к тому же и меломаны как-то привыкли к определенным срокам. Получилось, что многие не успели скорректировать свои планы к началу. Это был эксперимент или просчеты в планировании?

– Вопрос о сроках проведения фестиваля «Сыктывкарская весна» всегда вызывал дискуссии как среди руководства театра, так и со стороны зрителей. Город наш небольшой, поклонников высокого оперного и балетного искусства сравнительно немного, да и труппа театра не обладает бесконечными финансовыми и людскими ресурсами. Поэтому каждый такой фестиваль стоит огромнейших затрат и усилий всех работников театра.

Чтобы разрешить многие противоречия, в этом году мы действительно пошли на эксперимент и расширили сроки проведения фестиваля, начав 12 мая с показа премьерного спектакля «Баядерка» и закончив 29 мая гала-концертом. Согласен, 18 дней фестиваля для Сыктывкара оказалось явным перебором, и здесь мы должны извлечь хороший урок для себя при будущем планировании.

Тем не менее многие зрители отмечали, что в череде последних это был один из самых мощный музыкальных марафонов. А какой ценой все это далось музыкантам, солистам, артистам?

– Мы неоднократно говорили о том, что труппа недоукомплектована артистами и музыкантами. У меня за пять лет работы главным дирижером сложилось стойкое убеждение, что как 60 лет назад театр создавался вопреки всему, так он все это время и продолжает существовать. К сожалению, кадровые вопросы принципиально не решаются, и поэтому люди ценой своего здоровья «вытягивают» на себе все фестивали, концерты и спектакли.

Особенная нагрузка ложится на наш оркестр, так как он играет одним небольшим составом каждый день и балет, и оперу, и оперетту. Конечно, после таких нагрузок людям требуются недели на восстановление, чтобы как-то привести себя в порядок и решить заброшенные домашние дела. Кстати, можно сказать, что и наши гастроли в Нижний Новгород, на которые мы отправились, являются не менее сложным марафоном, чем прошедший только что фестиваль. Поэтому вопрос грамотного планирования, да еще и при скуднейших ресурсах театра крайне важный.

В интервью ТАСС глава республики Сергей Гапликов отметил, что театр оперы и балета требует модернизации, в его видении – не капитального ремонта, не реконструкции, а нового здания, которое приобретет новый, благоустроенный вид. Но это станет возможным только при поддержке федерального центра. А что в это время будет с труппой, как-то оговариваются сегодня варианты?

– Вопрос реконструкции театра оперы и балета стоит остро уже давно. Здание театра устарело и в моральном, и в физическом плане. Изношенность некоторых рабочих механизмов сцены достигает 90 процентов, оркестровая яма маленькая, репетиционных классов не хватает, с крыши каждую весну на нас спускается настоящее половодье. Поэтому решение о строительстве нового здания необходимо всячески приветствовать. И тот руководитель, который сумеет построить новое здание театра оперы и балета, отвечающее всем требованиям времени и безопасности, я уверен, будет вписан как в историю театра, так и в историю республики.

Но это только верхушка айсберга. Еще более сложная задача: как сохранить и увеличить нынешний состав труппы, поддержать в этих людях творческий огонь и их веру в будущее. Ведь они – главная ценность в нынешнем театре. Каждый артист оперы, балета, оркестра и хора – это штучный товар, на поиск и формирование которого ушло много времени и сил. Планы реконструкции театра у большинства из них вызывают ощущение нестабильности и неопределенности, беспокойство за свое будущее. Чем они будут заниматься и на каких площадках? На какие деньги будут кормить свои семьи? Если мы потеряем труппу во время реконструкции, восполнить потерю мы не сможем, наверное, никогда.

Хватит ли у театра, на ваш взгляд, ресурсов сохранить труппу?

– Самостоятельно решить этот вопрос театру без участия министерства культуры республики вряд ли удастся. Только самое тесное сотрудничество между театром и учредителем в этой сфере сможет дать людям надежду на будущее. Артисты и музыканты отличаются от других людей тем, что у них вопрос самовыражения через профессию является тем фундаментальным стержнем, вокруг которого сформирована вся их жизнь. И компромисс здесь невозможен. Любая альтернатива для них равнозначна гибели в духовном, творческом плане. Поэтому помимо гарантий их финансового существования очень важно дать этим людям возможность творческой самореализации в различных концертах и спектаклях как на площадках Сыктывкара и Республики Коми, так и за пределами.

Во время гастролей по Великобритании с 2014 по 2016 год мы часто наблюдали печальное зрелище. На месте старых, некогда роскошных театров нас встречали лишь одни голые и холодные стены. То есть здания сами по себе стояли, но в них не было жизни – людей там не было. Свои артистические труппы Великобритания, к сожалению, сохранить не смогла.

Как вы могли бы сегодня оценить художественную политику театра?

– Художественная политика театра требует серьезного переосмысления. Ведь сегодня профессиональному классическому искусству приходится конкурировать с масскультурой и псевдокультурой, транслируемой и навязываемой через рекламу, интернет и телевидение. Пропаганда потребительского отношения к жизни вытесняет на задний план духовные запросы общества. Достаточно вечером включить телевизор, и все становится ясно. Многочисленные ток-шоу, скандалы, громкие обсуждения каких-то незначительных по своей сути событий формируют внутреннюю культуру человека, все жизненные запросы которого можно выразить словами: «хлеба и зрелищ». Понятно, что если общество пойдет по такому пути развития, то у нас скоро не останется ни серьезных ученых, ни талантливых артистов, ни вдумчивых писателей, ни грамотных инженеров, способных решать сложные задачи.

С другой стороны, обвинять людей нельзя, что они в массе своей не посещают театр. И этому есть свое историческое объяснение. Первоначально опера и балет возникли в Европе в начале XVII века как искусство для развлечения правящей элиты, удовлетворения ее интеллектуальных и духовных потребностей. Постепенно высокое искусство, во многом благодаря эпохе Просвещения, обрело более широкую аудиторию, притягивая к себе интеллектуалов и из других слоев населения, но оставаясь по своей сути по-прежнему элитарным видом проведения досуга. В царской России возможность посещать театр была у узкого круга людей: правящего класса, интеллигенции и буржуазии. Власть и народ были представителями совершенно разных миров и плохо понимали друг друга. Эти различия выражались в быту, языке, религии, образовании, культуре.

В XX веке большевики, стремясь объединить страну на принципиально иной идеологической основе, видели в классическом искусстве инструмент для консолидации общества, формирования его культурной и духовной целостности. Провозгласив, что «искусство принадлежит народу», они начали строить театры и филармонии во всех крупных городах нашей страны. Двери театров, а также школ и университетов были открыты абсолютно каждому. Во многом благодаря массовому развитию культуры и образования к середине XX века наша страна стала сверхдержавой с мощнейшим научным, военным и человеческим потенциалом. Сегодня маятник истории качнулся в обратную сторону, и интерес у людей к высокому искусству резко снизился. Опера все больше стала снова элитарным жанром.

Так для кого он – сегодняшний театр?

– Опера должна перестать восприниматься в обществе как элитарный жанр, предназначенный исключительно для избранных и посвященных. Ее задача сегодня – стать понятной и близкой образованной публике. А это возможно только тогда, когда происходящее на сцене глубоко затрагивает ее внутренние чувства, вовлекает в события и заставляет сопереживать. Поэтому каждый поставленный спектакль должен быть тесно связан с сегодняшним днем, с теми проблемами, которые являются наиболее острыми в жизни обычного зрителя. Вопросы морального выбора, что есть сегодня справедливость и норма, поиск духовного оправдания человеческой жизни – все это является надежной основой для хорошего спектакля.

К сожалению, следует признать, что большинство опер и оперетт в нашем театре с точки зрения идейного постановочного решения не соответствует требованиям сегодняшнего дня, их эстетика давно устарела, и они все меньше убеждают современного зрителя. Невозможно сегодня исполнять оперу «Евгений Онегин» так, как ее играли 30 лет назад. Мы живем в другой стране. Общество стало иным. И современные Татьяны, Ленские и Онегины «на улице» тоже другие, так же как и их поведенческие мотивы.

С классической опереттой ситуация еще более сложная. Сегодня ни в России, ни в Европе нет того салонного буржуазного общества, для которого изначально писали свои шедевры Штраус, Легар или Кальман. Мир, в котором мы живем, очень быстро меняется, эластичными становятся и многие ценности. Поэтому для того, чтобы оставаться флагманом в культурной жизни Республики Коми, театру оперы и балета необходимо переосмыслить все свое историческое прошлое, постараться понять новый духовный запрос времени и грамотно отреагировать на него. Идеальными следует признать те спектакли, которые побуждают публику возвращаться в театр снова и снова.

И какие спектакли или концерты, с вашей точки зрения, можно считать таковыми из тех, что прошли на сцене театра?

– Поставленные в этом сезоне новые спектакли «Баядерка» и «Сказки Гофмана», исполненная оркестром и сводным хором театра и Колледжа искусств Коми в январе кантата Прокофьева «Александр Невский» ярко свидетельствуют о нашем высоком творческом потенциале. Это большой успех всех людей, работающих в театре. И я думаю, здесь мы достигли своей вершины, своего максимума, который оказался возможен при данных конкретных обстоятельствах.

Поэтому ключевыми задачами на следующий сезон являются сохранение и удержание нынешнего состава труппы, наработанного с огромными усилиями репертуара и высокой мотивации в работе. Необходимо помнить, что деградация и любое падение вниз начинается тоже с определенной вершины.

Марина ЩЕРБИНИНА

Фото из архива театра оперы и балета

 
По теме
1 июня Государственный театр кукол Республики Коми представляет премьеру спектакля «Волшебное ожерелье» по эпосу коми народа Спектакль поставлен в рамках гранта Главы Республики Коми в области театрального искусства и
В честь Дня работника культуры сегодня наш рассказ о династии библиотекарей из Жешарта – Любови Алексеевне Шелдагаевой и её дочери Елене Владимировне Шарлай.
Этнографический музей под открытым небом "Торум Маа" приглашает на Вороний день 7 апреля в 12:00, чтобы ярко встретить Вестницу весны.
С 29 марта по 1 апреля в Коми-Пермяцком национальном драматическом театре Пермского края в 76-й раз пройдёт краевой фестиваль "Театральная весна", где будут показаны премьерные постановки последних двух сезонов.
Любительские, профессиональные творческие коллективы и отдельные авторы из 28 регионов нашей страны и Республики Беларусь стали участниками Открытого фестиваля анимационных фильмов "Неизведанная Вселенная",
В Печоре продолжается реализация проекта «Фильмы о важном». С 11 марта в кинотеатре имени М. Горького для детей проходят бесплатные показы художественных фильмов.
28 марта в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре стартовал Форум учителей родных языков коренных малочисленных народов Севера "Современная система образования в ХМАО-Югре: родной язык и литература".
На прошедшем заседании санитарно-противоэпидемической комиссии Усть-Вымского района были рассмотрены четыре вопроса, актуальных для начальной стадии весны.
Газета Вперёд
Кто такие работники культуры? - Газета Вперёд «Кто такие работники культуры?» – с этим вопросом мы обратились к известным людям нашего района, которые с радостью согласились принять участие в нашем опросе.
Газета Вперёд
В честь Дня работника культуры сегодня наш рассказ о династии библиотекарей из Жешарта – Любови Алексеевне Шелдагаевой и её дочери Елене Владимировне Шарлай.
Газета Вперёд