Холод предательства и жар любви

Холод предательства и жар любви
Холод предательства и жар любви
Холод предательства и жар любви
Фото: respublika11.ru

На фестивале «Сыктывкарса тулыс» проиграли всю гамму природы человеческой души

Не унывать по поводу окончания XXVIII Международного фестиваля оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» имени Ии Бобраковой и ждать новых встреч с прекрасным, посоветовал зрителям гала-концерта, поставившего точку в музыкальном марафоне, министр культуры, туризма и архивного дела Сергей Емельянов.

А поводов грустить из-за расставания с театром, равно как и радоваться от очередной встречи с прекрасным, у меломанов было достаточно: нынешний фестиваль прошел на самой высокой ноте. Впервые в рамках «Сыктывкарса тулыс» были представлены сразу три премьеры.

Напомним, фестиваль открылся премьерным спектаклем Людвига Минкуса «Баядерка». Балет по хореографии Мариуса Петипа был поставлен в прошлом году главным балетмейстером театра Натальей Терентьевой. Ведущие партии в балете на открытии фестиваля исполнили приглашенные солисты из Башкирского театра оперы и балета – лауреат международных конкурсов Лилия Зайнигабдинова и заслуженный артист Республики Башкортостан Рустам Исхаков. Уже на сдаче спектакля стало очевидно, что постановка «обречена» на успех. И дело не только в сюжете, в основе которого лежит восточная легенда о несчастной любви баядерки (храмовой танцовщицы) и воина. Спектакль, поставленный в сжатые сроки, это то жаркое, экзотическое, приправленное картинками Древней Индии блюдо, которого давно не хватало северному зрителю.

В постановке нового спектакля главному балетмейстеру помогали педагоги-репетиторы Ринат Бикмухаметов и Анна Полищук. Дирижер-постановщик спектакля, как и всех премьер сезона, – главный дирижер театра Азат Максутов. Сценография – идея главного художника театра Юрия Самодурова. И, безусловно, спектакль не получился бы столь колоритным, если бы не волшебные экзотические восточные костюмы, которые придумала и изготовила художник Наталия Кравченко, насытив их всеми оттенками Древней Индии. А мерцающий загробный голубой мир теней зрителям донесла художник по свету Нелли Сватова. Благодаря сплоченности и профессионализму каждого из постановочной группы новый спектакль получился гармоничным и наполненным. Трогательную нотку внесли юные воспитанники Детской студии классического балета при театре, которой руководит народная артистка Коми Наталья Супрун. Арапчата и маленькие участницы танца с кувшином украсили и без того эффектный спектакль. На гала-концерте арапчата появились в сцене танца Золотого божка вместе с солистом балета Владимиром Ли.

Геннадий Муралёв и Елена Лодыгина.

На сдаче спектакля и первой премьере партии Никии и Солора исполняли Наталья Супрун и Роман Миронов, Гамзатти – Татьяна Бикмухаметова. На следующей премьере «соперницы» поменялись местами, и уже в противоположных образах каждая выглядела более чем убедительно.

По мнению хореографов, для республиканского театра новая классическая постановка – огромный шаг вперед, и важно то, что это материал, на котором любой артист балета может расти. Театровед, преподаватель республиканского колледжа культуры имени Чисталева Вера Морозова отметила в беседе с журналистом «Республики», что в новом спектакле ощущается гармония всех составляющих: оркестра, сценографии, костюмов и, конечно, танца. Наталья Терентьева, подчеркнула критик, вывела труппу на более высокий уровень. «Баядерка» – это серьезная заявка и свидетельство о неиссякаемом потенциале артистов и всех, кто работал над этим спектаклем.

Спектакль Михаила Герцмана по мотивам «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери, созданного по либретто Бориса Лагоды, прошел с оглушительным успехом.

Написать музыку к этой сказке, и именно к балету, было давней мечтой композитора. Со временем все сложилось: для работы над спектаклем собралась отличная команда: харизматичный автор, музыкальный режиссер Борис Лагода, который еще на встрече с журналистами отметил, что залог успеха любого спектакля для детей – умение слышать и прислушиваться к ним. Именно этот фактор и стал главной его составляющей при написании либретто. И еще. Когда у Михаила Герцмана только родилась идея поставить балет о такой избегаемой нынче теме, как предательство, он еще не знал, что у музыкального режиссера Лагоды богатый опыт в написании либретто, в том числе для балета. Как отметил сам Михаил Львович, чудо состояло и в том, что Борис Лагода каким-то образом предугадал идею, что спектакль должен окончиться предательством Розы, что и предопределило подход к созданию музыки.

Не всех театралов, в том числе и из профессиональной среды, устроил финал постановки, в которой преобразившаяся и предавшая Леона Роза убивает его черным шипом. Погибает и вставший на защиту юного влюбленного его друг Лис. Но ведь сам спектакль, напомним, это повесть о предательстве.

– Предательство страшнее убийства. Со смертью человека кончаются и его муки. А у человека, которого предали, муки только начинаются, – отметил Михаил Герцман.

И все же, несмотря ни на что, спектакль получился очень светлым. Как солнце после бури, трагедию венчает «Ангельская песня» в исполнении Анастасии Морараш. Песня звучит лейтмотивом и на протяжении всего спектакля. Две яркие, но абсолютно противоположные, как добро и зло, партии – отца Леона и Черного Короля танцует один и тот же артист – Ринат Бикмухаметов. И это не случайно. Как отметила постановщик Нина Мадан, отец, убивший мечту в ребенке, в какой-то степени и есть воплощение зла. Маленький Леон, которому Экзюпери и посвятил сказку, мечтал стать художником, но отец видел его летчиком и сломил волю мальчика. Как всегда, праздником для любителей балета было появление на сцене Натальи Супрун, также станцевавшей две противоположные партии: капризную белую, изящную и нежную розу-бутон, в которую влюбляется Леон, и страстную черную, которая и убивает его. Безусловной похвалы заслуживают также и солисты балета Роман Миронов (Летчик), Владимир Ли (Лис), Григорий Абдуллин (Фонарщик). Ну и, конечно, многие зрители открыли для себя еще одну, не только яркую танцовщицу, исполнившую заглавную партию Леона, но и великолепную драматическую актрису Елену Быкову, которая наряду с другими артистами получила знак отличия из рук министра культуры Сергея Емельянова.

Повод к размышлению у особо искушенных представителей музыкальной культуры подарила премьера оперной сказки короля оперетты Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана». На гала-концерте были исполнены куплеты Олимпии. Лауреат международных конкурсов Анастасия Морараш в образе бездушной механической куклы и хор театра, который был также представлен механическими людьми, буквально взорвали зал. Когда-то эти куплеты не менее блистательно исполняла заслуженная артистка России Альфия Коротаева, которая на концерте сорвала крики «браво» за исполнение арии «Аллилуйя» из мотета «Радуйтесь, ликуйте!».

Все солисты – и балета, и оперы – были на высоте. Это лауреаты премии Татьяна и Ринат Бикмухаметовы, блеснувшие в адажио из балета «Корсар», лауреат международного конкурса Галина Петрова, исполнившая арию Далилы из оперы «Самсон и Далила», молодая и, по мнению профессионалов, перспективная солистка Елена Овсянникова, Алексей Петров, выступивший в партии Григория Грязного из оперы Римского-Корсакого «Джанни Скикки», также лауреат премии правительства Елена Лодыгина, спевшая арию Сантуцци из оперы «Сельская честь». По-хорошему удивил зал второй раз участвующий в гала-концерте молодой солист Михаил Ярмольский, очаровал песенкой Герцога из оперы «Риголетто» Джузеппе Верди Борис Калашников, легко, с «группой поддержки» – артистами хора спел арию Стретта Манрико из оперы Верди «Трубадур» заслуженный работник республики Анатолий Журавлев. На бис встретил зал и выход на сцену Виталия Гудовского в образе Мистера Икс из оперетты «Принцесса цирка». Как быстрое и легкое дыхание выступили дуэтом Марицы и Зупана из оперетты «Марица» Елена Лодыгина и заслуженный артист России Геннадий Муралев. По всему было видно, что зритель соскучился по легкому жанру, в беседе с журналистом многие высказывали пожелание чаще включать оперетту в программу фестиваля.

Максим Палий, куплеты Мефистофеля, опера Ш.Гуно «Фауст».

Безусловным украшением концерта стали гости фестиваля – Чингис и Елена Аюшеевы, знакомые сыктывкарскому зрителю по заглавным партиям премьерного показа оперы Джакомо Пуччини «Тоска». На концерте лауреат международных конкурсов Елена Аюшеева блестяще исполнила арию Изольды из оперы Вагнера «Тристан и Изольда» и арию Джудитты из одноименной оперы Франца Легара. Заслуженный артист Республики Бурятия, солист театра Станиславского и Немировича-Данченко Чингис Аюшеев тронул сердца меломанов арией принца Су-Чонга из оперы «Страна улыбок» Франца Легара и арией Вертера из оперы Жюля Массне «Вертер».

Мощным финальным аккордом гала-концерта стали «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» Александра Бородина в исполнении солистов балета Натальи Супрун, Екатерины Игнатовой, Романа Миронова, Рината Бикмухаметова, а также оперных солистов Максима Палия, Алексея Петрова и хора театра. После концерта тронутые зрители благодарили постановщика знаменитого балетного фрагмента – главного балетмейстера театра Наталью Терентьеву.

Единогласно зрители, в том числе представители музыкальной культуры республики, отметили безупречную работу оркестра театра и главного маэстро фестиваля Азата Максутова. Некоторые номера за дирижерским пультом работал также дирижер театра Дмитрий Савенков.

Марина ЩЕРБИНИНА

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА

 
По теме
В Республике Коми продолжается и подходит к самой кульминации XXVIII международный фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» 24 мая в Сыктывкаре состоится Гала-концерт победителей крупнейших мировых
«Сыктывкарская весна» открылась историей вечной любви баядерки и воина 12 мая с аншлагом прошло открытие XXVIII фестиваля оперного и балетного искусства «Сыктывкарса Тулыс» в Театре оперы и балета Республики Коми.
При аншлаге в Государственном театре оперы и балета РК прошло открытие ХХVIII Международного фестиваля оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» имени Ии Бобраковой.
В честь Дня работника культуры сегодня наш рассказ о династии библиотекарей из Жешарта – Любови Алексеевне Шелдагаевой и её дочери Елене Владимировне Шарлай.
Этнографический музей под открытым небом "Торум Маа" приглашает на Вороний день 7 апреля в 12:00, чтобы ярко встретить Вестницу весны.
На севере Коми ожидается сильный снег - ИА Комиинформ Фото из архива ИА "Комиинформ" По прогнозу Центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Коми, в период с 18 часов 29 марта до 06 часов 30 марта в Усинском,
ИА Комиинформ
На прошедшем заседании санитарно-противоэпидемической комиссии Усть-Вымского района были рассмотрены четыре вопроса, актуальных для начальной стадии весны.
Газета Вперёд
Кто такие работники культуры? - Газета Вперёд «Кто такие работники культуры?» – с этим вопросом мы обратились к известным людям нашего района, которые с радостью согласились принять участие в нашем опросе.
Газета Вперёд
В честь Дня работника культуры сегодня наш рассказ о династии библиотекарей из Жешарта – Любови Алексеевне Шелдагаевой и её дочери Елене Владимировне Шарлай.
Газета Вперёд